Ведущий эксперт
Юридическая основа: что такое проверка ГИТ и каковы полномочия инспектора?
Государственная инспекция труда (ГИТ)
Государственная инспекция труда (ГИТ) — это надзорный орган, осуществляющий контроль за соблюдением трудового законодательства на территории РФ. Для работодателя проверка ГИТ является важным событием, требующим тщательной подготовки и понимания должности инспектора.
Основная задача инспекции — обеспечить защиту трудовых прав работников, включая их право на безопасные условия труда. Деятельность ГИТ регулируется главой 57 Трудового кодекса РФ, а также «Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства…», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21.07.2021 г. № 1230.
Процедуры контроля, проводимые инспекторами, делятся на два основных вида:
- Плановые проверки. Проводятся на основании ежегодных планов, утверждаемых Генеральной прокуратурой. Вы всегда можете проверить, включена ли Ваша организация в план на официальном сайте ведомства.
- Внеплановые проверки. Основанием для них служат обращения работников (например, о невыплате зарплаты или о нарушении правил охраны труда), несчастные случаи на производстве или истечение срока исполнения ранее выданного предписания.
В рамках проверки инспектор ГИТ наделен широкими полномочиями. Он вправе беспрепятственно посещать любого работодателя, запрашивать и безвозмездно получать для проверки всю необходимую документацию, расследовать несчастные случаи, а главное — выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений и составлять протоколы об административных правонарушениях.
Работодатель обязан строго соблюдать все этапы обучения, установленные Постановлением № 2464, от разработки программ до оформления протоколов проверки знаний. Любое отступление от установленного порядка может быть расценено инспектором ГИТ как прямое нарушение. Важно помнить, что ответственность за допуск без обучения является одной из самых суровых и влечет за собой значительные административные штрафы как для организации, так и для должностных лиц.
Детальный разбор состава правонарушений и размеров штрафов по статье 5.27.1 КоАП РФ

Статья 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях — это основной инструмент, который использует ГИТ для привлечения к ответственности работодателей, пренебрегающих государственными требованиями охраны труда. Важно понимать, что каждое нарушение, описанное в ее частях, является самостоятельным составом правонарушения. Если инспектор выявит несколько разных нарушений, штрафы будут суммироваться.
Для Вашего удобства мы свели все виды нарушений и размеры штрафов по статье 5.27.1 КоАП РФ в единую таблицу.
| Часть ст. 5.27.1 КоАП РФ | Состав правонарушения | Штраф для должностного лица/ИП | Штраф для юридического лица |
|---|---|---|---|
| Часть 1 | Нарушение государственных нормативных требований охраны труда (общие нарушения, не вошедшие в другие части статьи). | 2 000 – 5 000 руб. | 50 000 – 80 000 руб. |
| Часть 2 | Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда (СОУТ) или её непроведение. | 5 000 – 10 000 руб. | 60 000 – 80 000 руб. |
| Часть 3 | Допуск работника к исполнению трудовых обязанностей без прохождения обучения, инструктажей, обязательных медосмотров. | 15 000 – 25 000 руб. | 110 000 – 130 000 руб. |
| Часть 4 | Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ). | 20 000 – 30 000 руб. | 130 000 – 150 000 руб. |
| Часть 5 | Повторное совершение любого из нарушений, предусмотренных частями 1-4. | 30 000 – 40 000 руб. или дисквалификация от 1 до 3 лет. | 100 000 – 200 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток. |
Часть 1. Общие нарушения: за что штрафуют чаще всего?
Это самая «универсальная» часть статьи. Под нее подпадают любые нарушения требований охраны труда, для которых не предусмотрено отдельной нормы в частях 2-4. На практике инспекторы ГИТ чаще всего выписывают штрафы за следующие ошибки:
- Отсутствие или некорректное ведение документации по охране труда (инструкций, положений, приказов).
- Несоздание службы охраны труда или отсутствие должности специалиста при штате более 50 человек (требование ст. 223 ТК РФ).
- Нарушения, связанные с расследованием несчастных случаев.
- Отсутствие аптечек для оказания первой помощи.
Чтобы избежать этих рисков, мы рекомендуем проводить регулярный аудит охраны труда, который помогает выявить и устранить недочеты до прихода инспектора.
Часть 2. Нарушение порядка проведения СОУТ: ответственность за отсутствие спецоценки
Специальная оценка условий труда (СОУТ)
Специальная оценка условий труда (СОУТ) — это прямая обязанность каждого работодателя, закрепленная в ст. 214 ТК РФ. Ее цель — выявить вредные и опасные производственные факторы и оценить их воздействие на работников. Штраф по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ назначается не только за полное отсутствие СОУТ, но и за нарушение процедуры ее проведения, например, за неутверждение отчета или неознакомление с ним работников.
Часть 3. Допуск работника без обучения и медосмотров: самые крупные штрафы
Это серьезное нарушение в глазах законодателя, поскольку оно напрямую создает угрозу жизни и здоровью работника. Обратите внимание: штраф налагается за каждого необученного или не прошедшего медосмотр сотрудника. Если инспектор обнаружит десять таких работников, сумма штрафа для юридического лица может достигнуть 1 300 000 рублей.
К ответственности по этой части привлекают за допуск к работе без:
- Обучения и проверки знаний требований охраны труда.
- Обязательных предварительных или периодических медицинских осмотров.
- Обязательных психиатрических освидетельствований.
Часть 4. Необеспечение работников СИЗ: ответственность за каждое рабочее место
Работодатель обязан бесплатно предоставлять работникам сертифицированные средства индивидуальной защиты (СИЗ) в соответствии с установленными нормами. Штраф по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ также рассчитывается исходя из количества работников, чьи права были нарушены. Если СИЗ не выданы даже одному сотруднику, это уже является основанием для предписания и штрафа.
Часть 5. Повторное совершение нарушений: от повышенных штрафов до дисквалификации
Если в течение года после уплаты штрафа Ваша организация снова будет привлечена к ответственности за аналогичное нарушение, санкции будут гораздо строже. Для должностного лица это может обернуться не только увеличенным штрафом, но и дисквалификацией — то есть запретом занимать руководящие должности на срок до трех лет. Для компании повторное нарушение грозит приостановлением деятельности на срок до 90 суток, что может нанести серьезный удар по бизнесу.
Ответственность должностных и юридических лиц: в чем разница?
Важный аспект, который необходимо понимать каждому руководителю: административная ответственность по статье 5.27.1 КоАП РФ применяется раздельно к организации (юридическому лицу) и к ответственному сотруднику (должностному лицу). На практике это означает, что инспектор ГИТ имеет право выписать два постановления по одному и тому же факту нарушения.
- Юридическое лицо — это сама организация (ООО, АО и т.д.). Она несет ответственность за системные сбои в организации работы по охране труда.
- Должностное лицо — это, как правило, руководитель организации (директор) либо сотрудник, на которого приказом возложены обязанности по обеспечению безопасности труда (например, главный инженер или специалист по ОТ).
Таким образом, общая финансовая нагрузка на компанию может быть весьма значительной. Например, при допуске работника без медосмотра (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ) ГИТ может оштрафовать и директора на сумму до 25 000 рублей, и саму организацию — на сумму до 130 000 рублей.
Административная ответственность является наиболее распространенным видом санкций за нарушения в сфере охраны труда. Она наступает за несоблюдение государственных нормативных требований и регламентируется Кодексом РФ об административных правонарушениях. Ключевым инструментом в руках инспектора ГИТ является статья 5.27.1, которая содержит несколько составов правонарушений — от отсутствия СОУТ до невыдачи СИЗ. Мы подготовили подробный разбор статьи 5.27.1 КоАП РФ, где детально рассмотрели каждый вид штрафа.
Как подготовиться к проверке ГИТ и минимизировать риски: чек-лист для работодателя
Проверка ГИТ не должна становиться для Вас неожиданностью. Системная работа по охране труда — лучший способ минимизировать риски предписаний и штрафов. Рекомендуем использовать следующий чек-лист для самопроверки и подготовки к визиту инспектора.
Чек-лист по охране труда
- Провести полный аудит документации: СУОТ, приказы о назначении ответственных, инструкции по охране труда, журналы (инструктажей, выдачи СИЗ и др.).
- Проверить статус СОУТ: проведена на всех рабочих местах, отчет утвержден, срок действия не истёк, сотрудники ознакомлены с картами под подпись.
- Систематизировать документы по обучению: протоколы проверки знаний, удостоверения, договоры с учебными центрами. Убедиться, что все прошли обучение своевременно.
- Проконтролировать прохождение медосмотров: наличие актов по периодическим и заключений по предварительным осмотрам. Никто не должен работать без медзаключения.
- Оценить обеспечение работников СИЗ: соответствие Единым типовым нормам, ведение личных карточек выдачи, наличие сертификатов соответствия.
- Проверить фактическое состояние рабочих мест: исправность оборудования, наличие аптечек, размещение знаков безопасности, порядок на рабочих местах.
Судебная практика: реальные кейсы и типовые ошибки работодателей

Анализ судебной практики показывает, что большинство штрафов выносится из-за формального подхода к требованиям охраны труда. Рассмотрим два обезличенных примера.
Кейс 1: Допуск к работе без обязательного медосмотра
Ситуация: Строительная организация приняла на работу электросварщика. В спешке и из-за загруженности отдела кадров сотрудника не направили на обязательный предварительный медосмотр и допустили к выполнению работ. В ходе плановой проверки инспектор ГИТ выявил этот факт при анализе личных дел.
Результат: Организация получила штраф по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ в размере 115 000 рублей. Одновременно был оштрафован руководитель компании как должностное лицо на 20 000 рублей. Общие потери составили 135 000 рублей из-за одного нарушения.
Кейс 2: Необеспечение работников СИЗ в полном объеме
Ситуация: На производственном предприятии работникам склада не выдавали защитную обувь, положенную им по нормам. Работодатель считал, что имеющихся ботинок с жестким носком достаточно. В ходе проверки инспектор опросил сотрудников и проверил личные карточки учета выдачи СИЗ.
Результат: Было зафиксировано нарушение по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ в отношении трёх работников. Поскольку нарушение касается каждого отдельного сотрудника, суд поддержал позицию ГИТ о назначении штрафа за каждого из них. Итоговая сумма для юридического лица превысила 300 000 рублей.
Завершающим этапом процедуры является утверждение отчета о проведении СОУТ и ознакомление с его результатами всех работников под подпись. Несоблюдение этих формальностей, как и полное непроведение спецоценки, является грубым нарушением трудового законодательства. Законодатель предусмотрел серьезные штрафы за нарушение порядка проведения СОУТ, которые подробно разобраны в отдельной статье КоАП РФ.
Да, может. Это стандартная практика, полностью соответствующая КоАП РФ. Юридическое лицо (организация) и должностное лицо (руководитель или ответственный специалист) — это два самостоятельных субъекта правонарушения. Поэтому инспектор имеет право составить два протокола и вынести два постановления по одному и тому же факту нарушения.
Вы имеете право обжаловать постановление о назначении штрафа. Это можно сделать в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Жалоба подается либо вышестоящему должностному лицу ГИТ (руководителю инспектора), либо в районный суд по месту нахождения организации. Ваша жалоба должна быть мотивированной и подкрепленной документами, доказывающими Вашу правоту.
Срок давности по нарушениям в области трудового законодательства, включая охрану труда, составляет один год с момента совершения административного правонарушения. Это установлено статьей 4.5 КоАП РФ. Если нарушение носит длящийся характер (например, СОУТ не проведена в принципе), срок давности исчисляется с момента его обнаружения инспектором.
Да, суммируются. Каждое нарушение в отношении отдельного работника является самостоятельным составом правонарушения. Если инспектор установит, что СИЗ не выданы десяти сотрудникам, он вправе составить протокол по десяти отдельным фактам. Это же правило действует и для нарушений, связанных с допуском к работе без обучения или медосмотров, что может привести к очень крупным итоговым суммам штрафов.

